2023. N 4

Социология управления

Актуализация применения хэдхантинга в России

На фоне множества факторов (СВО, коронавирус, демографическая яма и др.), рынок труда в России испытывает кадровый голод, напряженность уменьшается в среднем на 1 (согласно индексу hh) в год. На этом фоне широкое применение получает хэдхантинг. Защита сотрудников от него сводится к двум подходам: полная закрытость информации об организации и персонале, причем даже внутри организации; или гибкая структура, открытость, развитие доверия и неформальных связей между сотрудниками и руководством.

 

Цифровая грамотность населения Беларуси: социально-демографические характеристики

На основе данных республиканского мониторинга 2022 года анализируется готовность населения Беларуси к изменениям в цифровой сфере через формирование цифровой грамотности. Показано, что при невысоком уровне цифровой грамотности населения республики, навыки информационной и медийной грамотности оцениваются как более сформированные, а компьютерной грамотности – как менее сформированные. Выявлено, что наиболее подготовленными к цифровому обществу являются представители мужского пола в возрасте от 18 до 29 лет, проживающие в городской среде, работающие в сфере, требующей постоянного применения цифровых технологий (IT-индустрия, СМИ, финансово-банковская сфера), однако ярко выраженных отличий между мужчинами и женщинами в области цифровой грамотности не обнаружено. Наименее подготовленными к цифровому миру являются представители поколения 50+. Высказывается предположение, что ускоряющаяся цифровизация белорусского общества заставит белорусов осваивать навыки цифровой грамотности более высокими темпами.

 

Видимые элементы корпоративной культуры в медицинских организациях: теоретические аспекты и контент-анализ

В статье описана неуклонно возрастающая роль формирования и развития корпоративной культуры в современных медицинских организациях. Представлена сущностная трактовка термина «корпоративная культура», выделены основные функции корпоративной культуры, важные для позиционирования организации в области стратегического развития, представления в публичном пространстве, роли в управленческих процессах, влиянии на персонал организации. Также в статье рассмотрены выделяемые в зависимости от «видимости» для внешней аудитории уровни корпоративной культуры и соответствующие им элементы корпоративной культуры. Описаны результаты контент-анализа «видимых» элементов корпоративной культуры поверхностного и внутреннего уровня для медицинских организаций в г. Санкт-Петербург. Заключается, что официальные ресурсы медицинской организации в сети Интернет позволяют реальным и потенциальным потребителям медицинских услуг ознакомиться с элементами корпоративной культуры организации.

 

Вовлеченность персонала и ее значение для сотрудника и организации

Вовлеченность персонала влияет на бизнес результаты компании, на её финансовую стабильность и возможность развития. Авторами было проведено сравнение и связь понятий вовлеченность персонала, удовлетворённость, лояльность работников. В организации важно формировать систему вовлеченности персонала. Руководству компании, чтобы минимизировать профессиональное выгорание у сотрудников, важно находить баланс между желанием повысить вовлеченность сотрудников и заботой об их благополучии.

 

Особенности развития конгрессно-выставочной деятельности в рамках общемировой цифровизации

Настоящее исследование посвящено рассмотрению основных, на взгляд автора, особенностей развития конгрессно-выставочной деятельности в рамках общемировой цифровизации. Актуальность настоящей работы заключается в рассмотрении существенных особенностей проведения конгрессно-выставочным мероприятий с целями сокращения цифрового развития между развивающимися и развитыми государствами. Научная новизна работы состоит в рассмотрении конкретных примеров проведения конгрессно-выставочных мероприятий, а также рассмотрение их влияние на развитие экономики государств и их граждан. Ключевой вывод работы состоит в том, что конгрессно-выставочная деятельность на сегодняшний день является одним из мощнейших инструментов для общемировой глобализации, способствующая всестороннему и полному цифровому развитию.

 

Феномен искусственного интеллекта в производственной деятельности

В рамках данной работы будет рассмотрено понятие искусственного интеллекта (ИИ); приведены примеры его использования на практике; описано влияние ИИ на производство и торговлю; проанализированы данные консалтинговых компаний, изучающих влияние ИИ на экономические показатели деятельности компаний; представлены выводы на основе проведённых исследований.

 

Социальные измерения качества трудовой жизни

В статье исследованы факторы роста качества трудовой жизни работников предприятий. Проведены социальные измерения производственных и трудовых отношений в коллективной деятельности предприятий, характеризующих включенность в созидательную деятельность различных профессионально-квалификационных и статусных групп работников. Определены направления роста качества трудовой жизни работников и отражение ее динамики в стратегии развития предприятий.

 

Социология и организация труда

Сущность, особенности и роль социального капитала в общественно-экономической системе, воспроизводственном процессе и построении карьеры

В статье рассматривается сущность, особенности и характерные черты, формы и условия применения социального капитала в целом в общественно-экономической системе, в воспроизводственном процессе и построении карьерной траектории. Рассматривается роль социального капитала в процессе производства, в предпринимательстве и создании предприятий, в карьерном развитии и в обществе, а также в общественной и социальной сфере. Также приводятся основные современные тенденции и тренды развития российского социального капитала и потенциала.

 

Ценностно-смысловое предложение работодателя в системе человекоориентированного управления

Анализ исследований последних лет свидетельствуют о том, что интерпретация понятия «ценностное предложение работодателя» чаще всего связывается авторами с маркетинговыми составляющими бренда работодателя, проблемами привлечения новых работников. Сложившееся ограничительное толкование ценностного предложения работодателя становится предпосылкой его фрагментарного применения в практике управления персоналом организаций и предприятий, а также барьером в процессе перехода к человекоориентированной парадигме управления. На наш взгляд, интерпретация ценностного предложения работодателя может быть расширена на основе применения теории ценностно-мотивационных смыслов деятельности. Это позволит рассматривать ценностное предложение работодателя в более широком контексте не только как маркетинговую технологию, но и как составляющую модели ценностно-смыслового сопровождения деятельности предприятия по управлению персоналом.

 

Привлечение талантов: социальные технологии создания привлекательного HR-бренда

Статья рассматривает важность формирования HR бренда для успешного привлечения и удержания талантливых специалистов в современных рыночных условиях. Автор предлагает шаги по созданию привлекательного образа компании, опираясь на корпоративные ценности и культуру. Обсуждаются два аспекта бренда работодателя – внешний и внутренний – и их влияние на восприятие компании как привлекательного места для работы. Основное внимание уделено четырем этапам формирования HR бренда: подготовка, сбор информации, разработка, внедрение и продвижение. В статье описан практико-ориентированный процесс, ориентированный на эффективное управление HR брендом в бизнес-среде.

 

Использование социальных медиа и онлайн-платформ для формирования HR-бренда

В статье рассматривается использование социальных медиа и онлайн-платформ в процессе формирования HR-бренда или бренда работодателя, анализируются возможности таких платформ как LinkedIn и HeadHunter, а также социальных сетей ВКонтакте и Телеграм для привлечения, отбора и удержания талантливых соискателей и сотрудников и повышения привлекательности компании на рынке труда. Авторы отмечают возрастающие значение HR-бренда и необходимость его развития с помощью ярких внешний и внутренних коммуникаций с аудиторией, регулярностью взаимодействия и анализа эффективности проведенных мероприятий.

 

Концептуальное развитие «человеческого потенциала» в контексте современных теорий и практик общественного развития

В статье раскрываются современные интерпретации феномена «человеческий потенциал» и обосновывается необходимость его понимания в более расширительном контексте, учитывающем практико-ориентированные общественные трансформации. Теоретические положения подкреплены результатами эмпирических исследований, подчеркивающих зависимость роста человеческого потенциала от развития общественных отношений.

 

Искусственный интеллект и социология труда: изменения в структуре занятости, профессиональных ролях и требованиях к навыкам в условиях развития ИИ

Для оптимизации всех рутинных процессов применение искусственного интеллекта (ИИ) является фундаментальным прорывом с точки зрения повышения эффективности всех текущих процессов. В контексте развития ИИ предполагается изменение в социологии труда, что повлияет на текущие рабочие процессы. В данной статье анализируются изменения, которые будут происходить в структуре занятости в ближайшие 5 лет, изменения профессиональных ролей, а также каким образом происходит видоизменение требования работодателей к навыкам сотрудников, исходя из развития и применения ИИ в различных отраслях.

 

Управление мотивацией удаленных сотрудников

Статья посвящена вниманию системы мотивации труда для удаленных (дистанционных) сотрудников, выявлены плюсы и минусы удаленной (дистанционной) работы, рассмотрены виды сотрудников, которые могут работать удаленно (дистанционно), сформированы материальные и нематериальные методики мотивации и предложены мероприятия по совершенствованию системы мотивации труда удаленных (дистанционных) сотрудников. Также, рассмотрены методы мотивации удаленных (дистанционных) сотрудников на примере современной организации.

 

Экономическая социология

Развитие малого и среднего бизнеса в контексте национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

В статье исследуется развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Приводятся статистические данные, характеризующие динамику развития предпринимательского сектора, его структуры. Определяются системные проблемы малого и среднего бизнеса. Обосновывается необходимость продолжения реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 2030 года.

 

Социология эмпирического исследования

Типология и процедуры эмпирического исследования в качественной парадигме

На базе обзора зарубежных литературных источников в статье рассматриваются виды качественных социологических исследований, а также процедуры их проведения. Проводится анализ следующих методов качественных исследований: нарративное, феноменологическое, этнографическое исследования, восходящая теория, изучение случая.

 

Социология молодежи

Отношение молодёжи к проблеме здорового образа жизни

В статье раскрывается проблема здорового образа жизни и отношение молодежи к данной проблеме. Здоровье - это важнейший компонент, влияющий на общее благополучие всей страны. Особенно важно состояние здоровья молодежи 21 века, ведь именно они являются будущим современного общества. В статье рассмотрены основные направления деятельности, оказывающие влияние на формирование здорового образа жизни у молодежи, а также представлены методы информирования о здоровом образе жизни.

 

Школа молодых исследователей

Цифровизация медиа как фактор конфликтогенности межпоколенной трансмиссии ценностей

В статье поднимается проблема влияния диджитализации на межпоколенную трансмиссию ценностей. Анализируется роль цифровой трансформации медиапотребления, социальной интеракции и досуга в увеличении разрыва поколений и катализации конфликтогенности семейных отношений. Автор указывает, что причины возникающих в этой связи конфликтов касаются как ценностей, интериоризируемых детьми и подростками в ходе практик медиапотребления и цифрового взаимодействия, так и самих этих практик.

 

Влияние цифровизации на подрастающее поколение

В статье раскрывается противоречивая проблема – проблема влияния цифровизации на подрастающее поколение. Появление цифровых технологий - это безусловно глобальный прогресс для нашего общества, но цифровизация имеет негативное влияние, особенно это касается детей 21 века, которые «родились с гаджетами в руках». Внедряясь во все сферы жизни общества, цифровизация создаёт как новые возможности, так и новые риски. Дети живут и учатся в цифровой среде. В статье даны рекомендации, позволяющие родителям снизить времяпрепровождение детей в интернете.

 

Досуговые предпочтения современных подростков

В статье представлен анализ исследования среди подростков и их родителей на тему выявления досуговых предпочтений. Подробно рассматриваются увлечения современных подростков и основные виды времяпрепровождения в свободное от занятий время. Кроме этого, в статье представлены мнения родителей на тему специфики посещения секций детьми.

 

Социальный маркетинг торговой марки "Gloria Jeans"

В современных рыночных обстоятельствах российские марки переживают не вполне благополучные периоды. Об устойчивости организаций в настоящее время говорить сложно. В соответствии с этим многие отечественные торговые марки вынуждены прибегать к мерам противодействия и поискам вариантов вывода из сложившейся экономической обстановки. За уходом зарубежных структур освободились позиции на рынке России во всех сферах, однако возможности непосредственно бизнеса не увеличились. Значимость данной статьи обусловлена необходимостью выявления тех элементов сетевой структуры, с помощью которых торговая марка выбралась не только из кризисной ситуации, но и изменила свою репутацию на примере торговой марки “Gloria Jeans”, которая после 2016 года утратила свою привлекательность для широкой потребительской аудитории, но при этом продолжает активно функционировать, адаптируясь к ее потребностям.

 

Анализ коммуникационной политики ПАО «СБЕРБАНК»

Работа посвящена анализу маркетинговой коммуникационной политики ПАО «Сбербанк». Основной целью маркетинга организации является предоставление заинтересованным лицам информации о направлениях развития бизнеса с учетом текущих и будущих потребностей рынка. Маркетинговая коммуникация является инструментом, позволяющим удовлетворять потребностей потенциальных и существующих клиентов. Актуальность исследования обусловлена изменениями в мире в условиях политического и экономического кризисов, когда некоторые каналы коммуникации стали недоступны в России. Цель работы — определить текущее состояние реализации коммуникационной политики Сбербанка и дать рекомендации по ее улучшению.

 

Социологический смысл и значение центра города

В статье анализируется символическое значение центра для городских поселений на примере проектов «идеальных» городов разных времён: от концепций Платона до теорий «нового урбанизма». Привлекаются теории классических исследователей городских пространств (Э. Берджесс и др.), а также материалы и подход учёных структуралистов (М. Элиаде, А. Г. Дугин и др.). Заключается, что центр города концентрирует в себе главные сакральные и политические смыслы, является основой иерархичности и концентричности города, однако с приходом современности центры начинают уступать своё место самого значимого общественного пространства городским улицам.

 

Демографическая ситуация курганской области: брачность и разводимость

В данной статье представлены основные характеристик семьи, как фактора демографической ситуации. В исследовании рассматриваются данные по созданию и распаду семьи, представлены основные факторы, влияющие на брачность и разводимость. Немало важным вопросам является возрастная структура женихов и невест, которая так же рассматривается в данной статье.