2024. N 3
К 75-летнему Юбилею профессора В.К. Потемкина
Экономическая социология и демография
Гендерное неравенство и низкий уровень рождаемости в Южной Корее: от традиции к современности
Целью данной статьи является рассмотрение гендерного неравенства в Республике Корея, которое зиждется на глубоко укорененной в сознании конфуцианской идеологии. Внимание уделяется мерам правительства и общественных движений страны, ориентированным на достижение равенства прав и возможностей корейских женщин в современных условиях. Также речь идет о проблеме низкой рождаемости в Южной Корее, ставшей результатом, с одной стороны, высокого уровня экономического развития и высоких стандартов жизни людей, и, с другой стороны, все еще сохраняющихся патриархальных устоев в культуре общества.
Миграционные установки студенческой молодежи и их влияние на развитие трудовых ресурсов
Рассматриваются миграционные установки студентов на материалах социологического исследования, проведенного в Могилевской области. Отмечается, что миграция протекает не всегда равномерно, а это вызывает необходимость ее изучения, особенно социальных аспектов, рассмотрении в комплексе экономических, демографических, этнографических, правовых процессов. Различный уровень потребностей, их неодинаковая удовлетворенность являются важнейшей предпосылкой формирования потенциальных мигрантов.
Анализ реализации программы «Развитие демографической и семейной политики в Тверской области», в рамках национального проекта «Демография»
В статье представлена информация о реализации государственной программы Тверской области «Развитие демографической и семейной политики в Тверской области на 2020‒2025 годы», выступающей частью национального проекта «Демография». Проведено исследование в области осуществления данного проекта на территории Тверской области, в рамках поддержки семей с детьми. Приведены статистические данные, целевые показатели, общая информация о программе и даны рекомендации по решению выявленных проблем.
Социология управления
Социология как системообразующая наука о развитии человеческих отношений
В статье рассматривается применимость различных направлений социологии в современной интерпретации развития человеческих отношений: определяется предметно-деятельная характеристика социологии в решении общественно значимых задач, решаемых коллективами предприятий и организаций. Теоретически и эмпирически доказывается, что социология в период общественных трансформаций выступает как системообразующая наука о развитии человека и человеческих отношений.
Вопрос сознания в современной социологии управления
В статье рассматривается проблематика изучения феномена сознания в социологических науках, в частности в социологии управления. Поднимается вопрос об обоснованности сознания как объекта и предмета изучения в социологии. Исследуются труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные размышления о том возможно ли рассматривать сознание как часть науки социологии. Приводятся аргументы в защиту сознания как социологического и целесообразности включения сознания в социологию.
Человеческий капитал сквозь призму мотивации и развития трудовых ресурсов
В статье изучены понятие и сущность человеческого капитала, профессионального развития трудовых ресурсов организации. Определены принципы, на которых базируется развитие. Представлен пошаговый план внедрения системы развития персонала в организацию.
Развитие подвидов группового и коллективного человеческого капитала
В работе проводится исследование развития группового и коллективного человеческого капитала и потенциала в современной экономике и обществе. Изучаются современные особенности и направления (тенденции) развития групповых и коллективных подвидов человеческого капитала и потенциала в современной экономике и обществе.
Социальное здоровье как фактор развития человеческого потенциала
В процессе индустриального развития страны все чаще обращается внимание на развитие человеческого потенциала, социальное здоровье участников деятельности на предприятиях и в организациях. В статье раскрывается сущность и показатели социального здоровья, отражающие возможность использования человеческого потенциала в решении общественно значимых задач. Осуществлено концептуальное предположение о учете факторов, определяющих социальное здоровье человека в стратегии развития предприятий и организаций: эмпирически доказано влияние социального здоровья на развитие человеческого потенциала участников процесса труда и управления.
Организационная идентичность в системе управления брендом работодателя
В статье рассматривается проблема формирования бренда работодателя, который исследуется во взаимосвязи с культурой труда, смыслами в деятельности, организационной идентичностью. Управление брендом работодателя в условиях цифровой экономики выходит за пределы формирования благоприятных условий труда и включает в себя человекоориентированный подход к развитию человеческого потенциала организации, когда высококвалифицированные, вовлеченные и удовлетворенные работники демонстрируют организационно-гражданственное бренд-ориентированное поведение, создающее репутацию организации в представлениях целевых аудиторий. Предлагается интерпретация «корпоративного характера», отражающего человеческие характеристики, которые обычно идентифицируются с организацией, с учетом структуры терминальных и инструментальных смыслов, предопределяющих восприятие целей деятельности и моделей их достижения.
Взаимодействие людей с социальными роботами: микросоциологический анализ
С развитием компьютерных технологий в целом и технологий искусственного интеллекта, в частности, растет популярность социальных роботов. Однако вопрос о реакциях людей на подобные технологии остается открытым. В работе представлен анализ специальной литературы, в котором рассматривается взаимодействие человека и социального робота с точки зрения микросоциологии - направления исследований, характеризующего взаимодействие людей в повседневных ситуациях и социальных контекстах.
Результаты пилотажного исследования электоральной активности студентов Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова
В данной статье представлен анализ электоральной активности студентов САФУ имени М.В. Ломоносова. Исследование проведено с целью выявления основных факторов, влияющих на электоральное поведение студентов в выборных процессах и анализа основных тенденций. В ходе исследования были проанализированы уровень политической информированности студентов, их интерес и доверие к политике, участие в общественной жизни. Полученные результаты могут быть использованы для разработки эффективных стратегий по повышению электоральной активности студентов в университете.
Ценностное предложение работодателя как инструмент социального развития
В последние годы происходит переосмысление роли работника в организации, а также выявление необходимых условий для осуществления перехода к человекоориентированной парадигме управления. Во многом возможность такого перехода зависит от трактовки специалистами в области управления человеческими ресурсами понятия «ценностного предложения работодателя». В статье мы поставили перед собой задачу выявить, включены ли в ценностное предложение работодателя важнейшие компоненты социального развития.
Социология культуры
Гражданская идентичность, патриотическое воспитание и новая Российская государственная идеология
В статье рассматриваются вопросы, связанные с ролью государственной идеологии в патриотическом воспитании молодого поколения граждан России. Обосновывается необходимость развития патриотической идеи как стержня национальной духовности и сплочения. Идеология патриотизма должна быть сформирована на основе солидарности представителей самых разных социальных и профессиональных групп населения и институтов гражданского общества. В статье рассматриваются понятия гражданской идентичности, исторической памяти и исторической самоидентификации как основополагающие при проведении государственной политики, направленной на усиление патриотического воспитания молодежи.
Социальный маркетинг
Социальный маркетинг в сфере высшего образования: конгрессно-выставочная деятельность
Исследование посвящено анализу состояния и перспектив развития конгрессно-выставочной деятельности в сфере высшего образования. Особое внимание в работе уделено изучению роли и места конгрессно-выставочной деятельности в системе высшего образования. Исследование выявило целый ряд проблем и факторов, существенно сдерживающих дальнейший прогресс развития конгрессно-выставочных мероприятий. В этой связи в рамках исследования разработан ряд практических рекомендаций, охватывающих ключевые аспекты данного направления.
Проблемы конгрессно-выставочной деятельности как фактора развития
Настоящее исследование направлено на выявление и анализ ключевых проблем конгрессно-выставочной деятельности, препятствующих ее развитию в качестве фактора роста делового туризма, образовательной деятельности и межрегионального партнерства. На основе анализа российского и зарубежного опыта разработан комплекс рекомендаций по нивелированию данных проблем, что позволит повысить эффективность конгрессно-выставочной деятельности в качестве фактора развития делового туризма, образовательной среды и межрегионального партнерства.
Социология медицины
Диагностирование и безмедикаментозная саморегуляция психоэмоциональных состояний личности
В статье анализируется психоэмоциональное влияние экстремальных чрезвычайных ситуаций (в том числе стресса военного времени) и его последствия на психофизиологическое состояние личности. Рассматривается поэтапная структура психоэмоциональной реакции человека на пережитую экстремальную чрезвычайную ситуацию, а также составляющие части психоэмоциональной реакции личности на испытанный стресс военного времени. Анализируется понятие паники (панической атаки) и его последствий для психоэмоционального состояния личности. В качестве действующего психоэмоционального средства для облегчения процесса социальной адаптации людей, пострадавших от стресса военного времени, предложена апробация НИР «Разработка теоретических основ и компьютерных интеллектуальных технологий диагностирования и безмедикаментозной саморегуляции психоэмоциональных состояний личности», проводимая сотрудниками ФГБНУ «Институт проблем искусственного интеллекта» (г. Донецк) в текущем году.
Применение поколенческого подхода в социально-профессиональном взаимодействии с медицинскими кадрами
В статье раскрывается значимость теории поколений и исследуется возможность ее применения в процессе работы с реальными и потенциальными сотрудниками медицинских организаций во время поиска работников, трудоустройства, адаптации на рабочем месте, в период выполнения профессиональных обязанностей. В настоящее время фиксируется рост среднего возраста медицинских работников в России, а также сокращение числа молодых специалистов, что подтверждает необходимость учета особенностей ценностно-смысловых ориентаций, социальных установок и других характеристик современного поколения для построения качественного взаимодействия с ними. Отмечается актуализация учета не только профессиональных и надпрофессиональных компетенций кандидата при трудоустройстве, но также и соответствие личности потенциального сотрудника корпоративной культуре организации и, кроме того, важность оценки поколенческих характеристик личности.
Человекоориентированное управление предприятиями и организациями (материалы научной сессии аспирантов)
Применение социальных технологий в процессе подбора персонала в ИТ-компанию
Области применения социальных технологий в управлении персоналом крайне разнообразны, но наиболее важной функцией, где следуют их применять, является подбор персонала. В статье будут рассмотрены методы и приемы социальных технологий, которые применяются в процессе подбора и отбора персонала в крупную ИТ-компанию, насколько эти методы могут быть эффективны и как эту эффективность можно измерить в количественном выражении.
Использование RPA-технологий как оптимизация социальных коммуникаций в организации
В результате анализа текущей конъюнктуры социального взаимодействия общества, было определено, что главная задача цифровых технологий на сегодняшний день – оптимизация взаимодействия субъектов коммуникационного процесса. В последнее время роль коммуникации значительно выросла, поскольку она стала неотъемлемой частью всех сфер жизнедеятельности человека. И именно от того, насколько грамотно будет оптимизирована работа по социальному взаимодействию в организации, будет зависеть успешность выполнения поставленных задач.
Рейтинг вуза как социальная технология и инструмент человекоориентированного управления в организации
В статье рассматривается понятие «рейтинг вуза» как инструмент управления информационной, мотивационной, имиджеформирующей составляющей деятельности организации высшего образования. Анализируются основные модели университетов с учетом процесса коммуникации между организациями и их стейкхолдерами (целевыми аудиториями, трансляторами и получателями имиджа вуза). Описаны ключевые рейтинги вузов и выделены основные тенденции, повлиявшие на формирование имиджа вузов в России.
Оценка и регулирование последствий внедрения искусственного интеллекта в деятельность предприятий и организаций
В статье рассматриваются негативные последствия внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и методы управления возникающими социальными рисками. Анализируются этические, экономические, социальные, культурные, политические и правовые аспекты воздействия ИИ. Описаны количественные и качественные методы оценки рисков, а также стратегии смягчения последствий, включая переподготовку работников, законодательные инициативы и просветительские кампании. Рассматриваются международные стандарты и примеры регулирования рисков ИИ.
Школа молодых исследователей
Реализация проекта Smart City Berlin как пример эффективного управления инновационно-привлекательным городом
Статья рассматривает проект Smart City Berlin как пример успешного управления городом с помощью инновационных технологий. Берлин активно внедряет цифровые решения, улучшая качество жизни, устойчивое развитие и решая городские проблемы. Примеры инициатив показывают, как город справляется с вызовами в сферах транспорта, экологии и социальных услуг. Важной особенностью является система, активно включающая граждан в управление городом. Успех Берлина подтверждается высокими позициями в мировых рейтингах, подчеркивая его роль как ведущего инновационного центра.
Китайские бренды бытовой техники на Российском рынке: влияние уровня осведомленности на воспринимаемое качество
Статья посвящена изучению влияния осведомленности потребителей о потребительских брендах на воспринимаемое качество их товаров на примере российского рынка китайской бытовой техники. Выявление наличия связи между указанными факторами осуществлялось на основе собранных данных в ходе двухэтапного эмпирического исследования. По результатам частотного, регрессионного и кластерного анализов были определены зависимости между факторами и выявлены паттерны поведения потребителей на исследуемом рынке.
Необходимость развития клиентоориентированности в автомобильном бизнесе
В современном мире количество выпускаемых автомобилей увеличивается ежегодно. Люди приобретают легковые автомобили, при этом каждая организация стремится получить прибыль. Клиентоориентированность в различных сферах автомобильного бизнеса необходима для реализации товаров и услуг, а также для удовлетворения потребностей общества в целом. В статье проанализированы методы привлечения клиентов в автобизнесе, представлены примеры реализации программ по увеличению продаж автомобилей.
Индивидуальный договор - правовое средство преодоления социальных конфликтов в Российской Федерации
В статье представлена информация о значении и необходимости распространения индивидуально-договорного регулирования в рамках механизма правового регулирования как способа преодоления социальных конфликтов и развития общественных отношений в Российской Федерации. Предлагается рассматривать индивидуальный договор как наиболее оптимальное средство преодоления конфликтов в обществе. Объясняется необходимость расширения индивидуально-договорного регулирования, так как благодаря этому повышается роль частной инициативы, а также частной ответственности за принимаемые решения, что способствует укреплению общественных отношений.