N 3 (135)
Современная история российской социологии
Беседуя с двумя лестницами. К 90-летию Бориса Максимовича Фирсова
22 июня 2019 года исполняется 90 лет Борису Максимовичу Фирсову, за плечами которого - многогранная и эффективная деятельность в его досоциологическую пору и многочисленные, пионерные исследования в области изучения средств массовой коммуникации, общественного мнения, экологического сознания, истории советской социологии и такого сложного феномена массового и индивидуального сознания как разномыслие. Невозможно также не сказать о создании Б.М. Фирсовым уникального в нашей стране учебного заведения - Европейского Университета в Санкт-Петербурге. Редакционный совет журнала «Телескоп» желает Борису Максимовичу здоровья и поздравляет его с выходом в свет его новой книги: Невосторженные размышления. Научные и культурные элиты Петербурга на переходе: интервью 1995-1996. / Ред.-сост. Б. М. Фирсов, Н. В. Печерская.
Игорь Кон: «От истории ничего утаить нельзя». Из электронной переписки с И.С. Коном. Часть II. 2007-2008 гг.
Эта статья представляет вторую часть моей шестилетней переписки с И. С. Коном. Она началось в апреле 2005 года и прекратилось 5 марта 2011 года, незадолго до смерти Кона. Первая публикация содержала 39 писем за 2005-2006 гг., а за отчетный период 2007-2008 гг. - мы обменялись 107 письмами. Прежде всего, письма Кона дают возможность познакомиться с его взглядами на особенности изучения истории российской социологии. Кроме того, они показывают его отношение к фактам и характеру его оценок деятельности его коллег, а также его этику исторического поиска. Я подчеркиваю, что речь идет не об общих теоретических аргументах Кона, а о примерах обсуждения им конкретных, очень сложных научных и этических ситуаций.
Размышления
Анализируя Хабермаса: консервативный постмарксизм и новая модель социального развития
В статье, посвященной 90-летию выдающегося немецкого социолога Юргена Хабермаса, анализируется его вклад в развитие социальной теории. Показана интеллектуальная эволюция Хабермаса от компромиссного неомарксизма к консервативному постмарксизму. Диалектическая противоречивость творчества Хабермаса видится в том, что его интегративная парадигма и «двухуровневая» теория общества открывают новую перспективу в понимании целей и индикаторов социального развития. Идеи коммуникативной рациональности и коммуникативного действия как оснований социальности созвучны современным тенденциям социального развития, но в теории Хабермаса они используются, чтобы противостоять социальным изменениям и отстаивать ценности и институты позапрошлого столетия. Концепция защиты жизненного мира от экспансии системы характеризуется как консервативная утопия. В современном контексте процессов виртуализации и поствиртуализации жизненным миром, где происходят создание смыслов, развитие символических структур и легитимация систем, предстает не консервативная повседневность как обыденная реальность, воспроизводящая традиционность, а дополненная реальность, создаваемая креативными и мобильными коммуникациями, сетевыми и потоковыми структурами.
Социокультурные исследования
Студенты о Пушкине
Публикуемый текст основан на коротких эссе студентов об их отношении к творчеству А.С. Пушкина, дающих некоторое понимание актуальности поэта в жизни студенческой молодежи. Приводятся данные о том, какие произведения и какие пушкинские строки вспоминают респонденты в первую очередь. Подчеркивается роль родителей и школы в знакомстве детей и подростков с наследием Пушкина. Рассматривается вопрос о том, какие ценности и какие смыслы извлекает молодежь, читая Пушкина. Делается основной вывод, что наследие Пушкина в той или иной форме присутствует в жизни студенческой молодежи.
Социология религии
«В общем, воцерковлялись...»: религиозная социализация в семье на материалах интервью с верующими родителями и их детьми
Воспроизводство религиозности в семьях верующих людей в современной российской социологии является новой и малоизученной областью. В связи с увеличением доли российских верующих во втором и третьем поколении стало возможным изучать феномен религиозности не только как результата личного религиозного обращения, но и межпоколенческой трансляции в семье. В статье представлены результаты эмпирического исследования воспроизводства религиозности в семьях верующих. На материалах интервью (n=25) c верующими людьми (православными и протестантами) описаны различные факторы, которые в той или иной мере оказывали воздействие на передачу религиозности от родителей их детям. Можно утверждать, что в религиозной социализации семья играет более значимую роль, чем другие сверстники, религиозное образование в воскресной школе и др. Выявлено, что степень воцерковленности взрослых детей связана в том числе с воспринятыми от родителей в детстве поведенческими моделями и стилями внутрисемейных отношений.
Методология и методы
Концептуальное обобщение социологических данных
Социологические данные эмпирических социологических исследований существуют в виде документов текстовых редакторов, файлов статистических пакетов, электронных таблиц и других информационных структур разнообразных компьютерных программ. Практическое использование социологических данных в столь разнородных форматах существенно затрудняет работу исследователя. В статье доказывается, что причиной возникающих затруднений является практическая невозможность для социолога поддерживать соответствие между эмпирическими данными и быстро меняющейся социальной реальностью. Мы предлагаем инструменты графового контекстно-ориентированного онтологического моделирования в качестве средства поддержания такого соответствия, которое позволяет организовать коллективный сбор эмпирической информации с помощью заинтересованных граждан. В качестве примера применения наших инструментов мы рассматриваем концептуальную модель социальных отношений в профессиональном сообществе отечественных этнографов.